Меню

Вредные игрушки

Детские игрушки и мультики. Психологический взгляд

 

Чем руководствуются родители, покупая игрушку или диск с мультфильмом для своего ребенка? Задумываются ли они над тем, что игрушка — это не просто забава? Она закладывает в душу первоначальные понятия добра и зла, дает яркие, запечатляющиеся образы,  и от того, какими они будут, зачастую зависит формирование морально-нравственных представлений личности и ее развитие в целом.

Стоит задуматься: может быть, все же лучше камушек, чем трансформер, или ракушка, чем монстр? Помните: игрушка не только сопровождение игры, но и средство обучения, развлечения и даже лечения.

Дети стали играть не меньше, а хуже. Стало все больше примитивных игровых форм — шалостей, проказ, забав, стоящих уже на последней грани игры и все чаще переходящих в озорство и даже хулиганство: забавы с огнем, взрывами, жестокое обращение с животными, бессмысленное разрушительство.

К сожалению, совсем исчезли групповые игры — «воздух» детской жизни старших поколений. Где казаки-разбойники, бояре, жмурки, лапта и прочие детские радости?

Игрушки в некоторых семьях покупаются чемоданами и через месяц чемоданами же выбрасываются. Меняются краски, формы, мелькают картинки, предметы, лица. И психика ребенка не справляется — деформируются понятия о хорошем и плохом, добром и злом, восприятием цвета и звука.
Серийная игрушка, с которой чаще всего, к сожалению, сталкивается ребенок, по сути своей является антиигрушкой: в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения мира, она формирует тенденцию вытеснения развивающей игры и подлинного творчества.

Игрушки бывают полезные и вредные. К сожалению, хорошо покупаемая игрушка — это то, что нравится взрослым. Но чаще всего она меньше годится для детей. Игрушка для ребенка должна быть источником радости, мотивом для игры. Она должна создавать условия для развития, оставляя возможность для самостоятельного творчества. В противоположность этому современные игрушки чаще всего изготовлены по западным образцам, не оставляют место для «домысливания» сюжета. Ребенок, окруженный пластмассовыми Барби, киборгами, трансформерами, представляет собой человека, заряженного энергиями западного общества. Если же ребенок с детства окружен представителями нечистой силы, то способность к вере, состраданию, сочувствию, милосердию будет в нем атрофирована, может быть, навсегда. Став взрослым, он будет запрограммирован на служение тем, чьим пластмассовым подобиям отдавал он первые в своей жизни моменты игры, с чьей помощью происходило познание мира.

Игрушка способна породить чудовищ в душе маленького человека. С этим, к сожалению, приходится сталкиваться все чаще не только психологам, но и детским психиатрам, врачам.

Вот пример. На прием к психологу пришла бабушка шестилетней внучки: девочка плохо спит, вскакивает ночью, часто плачет, боится входить в темную комнату. Выяснилось, что суперсовременная мама купила дочери черного с рогами и хвостом, вполне, как теперь модно выражаться, «прикольного» монстра. Поначалу девочка образовалась, играла с ним. Но потом начались все эти невротические проявления, а сама девочка жаловалась бабушке, что «чертик на неё смотрит» и становилась все беспокойнее. Мудрая бабушка вместе с внучкой взяли игрушку на прогулку и сожгли ее в парке на костре, а остатки закопали под дерево. Девочка успокоилась, невротические проявления исчезли. Но мама, узнав о происшедшем, обвинила бабушку в мракобесии и отстранила от воспитания внучки.

Игрушка полезная ставит перед собой благородную воспитательную задачу — учить добру и красоте, мудрости.  Наши дети почти не играют с игрушками отечественного производства. Психологи хором твердят, что растет поколение, воспитанное на игрушках, которые не имеют ничего общего с российской действительностью. Игрушки иностранных производителей занимают лучшие полки в магазинах. Он вводят ребенка в культуру другого народа, «перепрограммируют» русскую душу на свой лад.

В начале 20 века популярным сюжетом игрушки был образ русского воина-победителя. Сегодня на прилавках магазинов трудно найти игрушки, стимулирующие развитие военно-патриотического  сознания. Трансформеры-роботы, Бэтман, Человек-паук — эти игрушки способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка, часто реализуемых в жизни по отношению к более слабым — животным или маленьким детям.

К категории монстров можно отнести всевозможные игрушки-трансформеры: человек-машина, человек-чудище, человек-робот. Какие чувства воспитывают у малыша эти игрушки? Взрослые словно забыли, что игрушка — это не просто забава. Она закладывает в душу ребенка первоначальные понятия добра и зла. И опасно, если это происходит в игре с негативным героем-игрушкой, причем опасность эта прямо пропорциональна агрессивности персонажа.

В традиционной народной игрушке заложены простодушная любовь взрослого к ребенку, признание его права на особое игровое пространство.

Мы, взрослые изобретаем, а затем приобретаем игрушки для детей, исходя из своих потребностей, собственных — не осознаваемых порой — пристрастий. Оказывается, куклы могут быть  не только для девочек, но и для мальчиков. Вместо миниатюрных солдатиков — крупный Бетман (человек-летучая мышь из американских мультфильмов) в разных обличиях, иногда в паре со своим звероподобным врагом, видимо, для организации ребенком поединков-драк. Также можно приобрести и игрушку-киллера с набором разнообразного оружия — от ножа и пистолета до лазера.

Что можно сказать о мягкой игрушке? Самое главное ее назначение — дарить малышу нежность. Эта ее особенность используется психотерапевтами и педиатрами. Как показывает практика, пушистый мишка, симпатичный слоник или лохматая собачка способны «вылечить» ребенка от страха или даже ночного энуреза. В мягкой игрушке воплощены какие-то очень глубинные потребности маленького существа, причем не только человеческого.

Почему кукла Барби — антиигрушка? Современные Барби, имея разные имена, очень похожи друг на друга. По заказу мордашка Барби может быть похожа на лицо самой девочки. Таким образом, кукла приобретает силу второго «я». Зачем это? Играя  в Барби, ребенок приходит как бы «на все готовое» (слишком все предопределено). Ребенок оказывается в путах стереотипов и навязывания определенного образа жизни и мировоззрения. Известно, что пропорции Барби вызывают у девочек стойкое недовольство своей фигурой — комплекс неполноценности, приводящий к нервозу.

В девочках дошкольного возраста силен инстинкт материнства, он находит свое воплощение в игре с куклой. Поэтому до четырех лет лучше не покупать Барби — это модель женщины, секс-символ общества потребления, чудовищная духовная подмена архетипа Матери. Ее можно одевать, раздевать, приобретать все новые вещи для нее. Через Барби транслируется образ жизни — бесконечные наряды, развлечения, смены партнеров. По отношению к этой кукле девочка почувствует себя, скорее, горничной, прислугой, в лучшем случае подружкой, а не мамой, няней. Это не то маленькое беззащитное существо, которое хочется нянчить, кормить, укладывать спать, лечить, т.е. ощущать себя хоть на ступеньку выше, взрослей. Куклы в этом возрасте должна акцентировать внимание ребенка не  на «красоте», а в первую очередь на чувстве заботы.

Но не все так плохо. У нас есть хорошие и «умные» игрушки, вернее даже сказать, мудрые игрушки. В магазинах можно найти персонажей всеми нами с детства любимой передачи «Спокойной ночи, малыши!»: Филю, Степашку, Хрюшу и Каркушу. Они учат малышей добру и справедливости. Учат не обманывать и не предавать. И все это рассказывается в понятной для детей форме. Поэтому присутствие в детской хотя бы одного из любимых героев принесет еще одну частичку тепла и нежности и напомнит о тех темах, которые затрагивались ими. Конечно, «творческий потенциал» этих кукол невелик, но он значительно превышает тот негативный заряд антиигрушек, которыми насыщенны современные магазины.

Для детей постарше можно купить наборы для постройки кораблей, самолетов, лодок. Для девочек продаются красивые наборы для вышивания и пошива платьев своим любимым куклам, а для мальчиков — столярные, слесарные инструменты. Они учат детей самостоятельности, трудолюбию, заботе о ближних.

А есть игрушки, которые вообще не надо покупать. Достаточно прогуляться по парку и набрать желудей, палочек, шишек, камушков, проверить мамины запасы кусочков ткани и лен, собрать всякую безделицу и сделать игрушку из этого подручного материала. Здесь огромное поле для фантазии.

Наши дети являются только лишь материалом, на котором молодые энергичные и перспективные менеджеры делают деньги, строят свою карьеру. Одним из подтверждений чему служит выдержка из интервью в отраслевом журнале «Игропром» №2 за 2006 г.: «Как управленцу высшего звена, мне, в принципе, всё равно, какой товар продавать. И то, что торговля детскими товарами сулит хорошие прибыли — одна из причин, почему я стал этим заниматься».

Удивляет другое: родители всю эту иностранную помойку в упаковке с хорошей полиграфией покупают своим детям, можно сказать, дословно реализуя пословицу: «Чем бы дитя ни тешилось, — лишь бы не плакало». Но слёзы будут, —  только позже и родительские.