Меню

Пятая заповедь

Пятая заповедь

Любой человек, окажись он даже убежденным атеистом, не может считаться порядочным, когда не уважает своего отца и мать. Если находятся люди, отвергающие бытие Бога, то человека, серьезно отрицающего существование своих родителей, большинство сочтет за сумасшедшего.

Родителей не выбирают. Это тайна. Для атеиста – случайность, для верующего – воля Божья. Исходя из этого различения, можно предположить, что скорее атеистически настроенный человек почему-либо не примет жизненного статуса родителей и скатится к неуважению. Верующий, приемля волю Божью, принимает и родителей своих такими, какими его Бог обеспечил.

Почитание, любовь к родителям освобождает человека от многих, запутывающих душу требований, предъявления разного рода завышенных счетов, ненужных обид, несправедливых обвинений.

Из хороших семей, где любовь и согласие основной и основательный мотив, выходят достойные, успешные, здоровые люди. А семья, где процветает ругань, гнев и неприязнь, формирует характер, ведущий к конфликтам, бессмысленному страданию и болезни.

"Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. "Почитай отца твоего и мать", это - первая заповедь с обетованием: "Да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле".

Законы уважения и почитания в равной мере относятся к отцу и матери. Но если оба они одновременно просят ребенка что-то сделать, то в первую очередь нужно оказать почет просьбе отца.

Слово любви несет с собой свет и жизнь... Посему, наши юные друзья, не скупитесь на слова приветствия и прощания, выражающие самые задушевные чувства к отцу или матери! Не скроем, некоторые современные молодые люди вообще потеряли способность изъясняться по-человечески. Экономя на словах, такой экономит и на чувствах, не расходуя энергии любви, лишается самого дара любви и становится человеком... в футляре эгоизма и бессердечия.

Очень много значит в общении со взрослыми и выражение лица, внешние правила поведения. Когда рано поутру мы с кислым или даже угрюмым видом пройдем мимо матери, в лучшем случае что-то хмыкнув в ответ на ее приветствие, то уже согрешим против заповеди.

Если, напротив, приветливо улыбнемся, теплым взором взглянем на родительницу, если, как в детстве, обнимем и поцелуем, то, даже ничего не сказав и не свершив более, сами того не зная, учредим матери праздник, который заставит ее помолодеть и ощутить себя счастливой...

Наконец, скажем и о деятельном выражении любви. "...Вера, если не имеет дел, мертва сама по себе", - свидетельствует Апостол. Признательное и благодарное сердце не позволит нам сидеть сложа руки тогда, когда родители, словно пчелки, трудятся по дому, устали не зная. Хорошо поступают те дети, которые, не дожидаясь вторичной просьбы, спешат исполнить повеленное родителями.

Но истинно угодными Богу бывают те, кто сами, без лишних напоминаний, делают необходимое, прислушиваясь к велениям совести прежде, нежели мать произнесла слово. Любовь, говорят, подыскивает слова, любовь внушает и побуждает творить дела, говорящие куда громче и убедительнее, чем голословные заверения и признания.

Чем старше и немощнее становятся наши родители, тем в большем участии с нашей стороны они нуждаются. Было время, когда отец и мать брали на себя весь груз забот и попечений о семье, забывая о себе, служили детям; словно две большие птицы, кружились над гнездом, питая своих всегда голодных птенцов.

Но годы пролетели быстро. Дети оперились, давно уже выпорхнули из-под родительского крылышка и начали вести самостоятельную жизнь, часто не понимая хорошенько, кому они обязаны своей силой, умом, умением встречать искушения, препятствия и преодолевать их.

Заботливая разумная дочь! Молитесь, чтобы вам не быть на стране далече в день и час кончины ваших родителей! Совесть бесконечное число раз будет награждать вас, если на ваших руках они скончаются и вам самим будет суждено закрыть их многострадальные очи.

А если наше предупреждение не привлечет к себе внимания и вы будете легкомысленны в самом серьезном, то совесть все же пробудится, когда, к сожалению, будет уже поздно. И кто тогда успокоит ее, кто умирит терзание души? Ведь как известно, самым строгим судом судим себя мы сами.

Тихое, смиренное кладбище. По-весеннему щебечут пичужки. Раскидистые кроны деревьев, словно нерукотворенный полог, осеняют могильные холмики, которые усыпаны совсем не грустными маргаритками, радующими взор. Рядом с одной скромной, но чистенькой и опрятной могилкой стоит уже не молодой человек и едва слышно беседует с сынишкой-малышом, минуту назад с важностью что-то поправлявшим детской лопаткой внутри ограды.
А с памятника на них глядит выгравированное в камне изображение женщины с утомленным, но добрым и мягким выражением лица. Она словно радуется, видя пред собой внука, которого не дождалась здесь на земле.

Малыш со вниманием слушает папу и затем старательно крестится, шепча слова уже хорошо запомнившейся молитвы: "Упокой, Господи, душу бабушки моей, прости ей все согрешения вольные и невольные и даруй ей Небесное Твое Царствие". Вечереет. Отец с мальчиком уходят, тихонько затворив за собой калитку ограды. А добрый, ласковый взор мамы-бабушки провожает тех, за которых она и помолится.

Но ваша семья – это не только мама. Господь требует почтительного и уважительного отношения и к другому родителю — отцу, ведь все годы и он, наряду с мамой, по-своему заботился о вас, обеспечивал вам своим трудом беззаботную жизнь, пропитание, одежду, книги…

Всем сердцем почитай отца твоего и не забывай родильных болезней матери твоей. Помни, что ты рожден от них: и что можешь ты воздать им, как они тебе? Оставляющий отца - то же, что богохульник, и проклят от Господа раздражающий мать свою.

Родителей необходимо почитать в любом случае, потому что первая и пятая заповедь тесно связанны. Ведь Бог – Наш Небесный Отец, а наши земные родители созданы по подобию Божьему.

Очень часто Господь призывает нас к терпению. Даже если наши родители ведут себя так, что уважать их трудно, нам приходится проявлять смирение. «Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев». Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу.

"Должности в отношении к родителям предписывает пятая заповедь под общим наименованием почитания их: чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли". Сила это заповеди особенно раскрывается из сравнения ее с другою: возлюбиши Господа Бога твоего.

Как? Отца почитать, а Бога любить? Мы обыкновенно любим то, что к нам ближе и нам подобнее; а что выше нас, то почитаем. Посему, кажется, свойственнее было бы требовать любви к отцу и почтения к Богу. Нет, говорит Божественный закон: чти Отца; возлюбиши Бога.

"Сколь легко и естественно любить и почитать родителей, которым мы обязаны жизнью, столько тяжек грех непочтения к ним. Посему в Законе Моисеевом за злословие против отца или матери положена, была смертная казнь" (Исх. 21,16).

От себялюбия происходят все страсти. Себялюбие - это исполнение прихотей своего ветхого человека, то есть любовь к своему ветхому человеку. И объядение, и эгоизм, и упрямство, и зависть своим происхождением обязаны себялюбию. Смотришь, один по себялюбию ищет для себя удобств и комфорта и не считается ни с кем.

Другой с завидным упрямством отстаивает свои драгоценные амбиции. Стоит его слегка в чём-то ущемить, сделать не так, как он хочет, сразу взвивается: "Почему со мной не считаются? Я им покажу". Да, страшная вещь себялюбие!

Если человек не рассуждает, нравится ли другому то, что нравится ему самому, и начинает требовать: "Хочу того, хочу сего" или "почему ты этого для меня не сделал, почему ты мне то-то не дал?" - такой человек в конце концов подпадает под власть диавола.

Некоторые люди не могут успокоиться, когда что-то происходит не по их желанию. Да как же они успокоятся, когда в их пожелании сидит их "я"? Если в пожелании человека сидит его "я", то как там может быть Христос?

Но когда нет "я", а есть единое, главное, то есть Христос, - значит есть все. А когда Христа нет - значит нет ничего. Когда человек отбросит от себя своё "я", тогда Бог даёт ему всё чудесным образом.

Сегодня почти во всех людях есть себялюбие, но нет духа жертвенности. Сегодня господствует дух: "лишь бы мне не было плохо". Если бы Христос думал о Себе, то сидел бы на Небе, не приходил бы на землю, не страдал, не распинался бы ради нашего спасения.

Недавно в больнице я был свидетелем такой ситуации: потребовалось поднять лежачего больного, чтобы перенести в другую палату; медбрат не двинулся с места, хотя это была его работа. "Не могу: у меня болит поясница", - сказал он равнодушно! Да, видишь, человек бесчеловечный! А беременная медсестра вместе с другой взяли и перенесли его. О себе они не думали. А та и вовсе забыла о том, что она в положении, и кинулась на помощь!

Как же правильно почитать отца и мать? Конечно же, в первую очередь любить их, быть им искренне благодарными, слушаться их во всем, что не противоречит воле Божией, не судить их поступки, быть терпеливыми к их немощам, заботиться о них до самой их смерти, а по отшествии их из этого мира, усердно молиться об их упокоении. Все это – наш святой долг перед Богом, перед самими родителями, перед нашими детьми, которые воспитываются, в первую очередь, не на словах, а на наших поступках. И, несомненно, долг перед самими собой, если мы хотим себе благо в жизни, как и сказано в заповеди.

Не случайно в мудрости народов в ряду самых мерзкий грехов – грех Хама, а в ряду самых отвратительных пороков – неблагодарность родителям.

Бог готов защищать тех, кто живёт в Его присутствии. И в 16 стихе мы читаем, что Его желание дать человеку долгую жизнь. Здесь не сказано, что для блага этого человека, Он заберёт Его. Здесь (и нигде в Библии) не говорится, что Бог каждому отмерил определённый отрезок времени для жизни. Его желание, чтобы мы жили долго, чтобы мы насытились жизнью, принесли на земле много плода для Его Царства и "умерли в старости доброй, насытившись жизнью", как сказано об Аврааме (см. Бытие 25:8).

Наше почитание родителей также влияет на продолжительность нашей жизни. Даже если они были плохими родителями, даже если они издевались над Вами, Вам нужно простить их и молиться за них, Вам нужно почитать их. Потому что, во-первых, это проявление Божьей любви, а во-вторых, это влияет на наше здоровье, благополучие и продолжительность жизни.

Когда мы сталкиваемся с "неизлечимой" болезнью, сразу приходят мысли, что, может быть, пришло время мне идти на небеса. Да, на небесах несомненно лучше, но есть ли в этом воля Божья, чтобы мы умерли от болезни в середине нашего земного пути?

Любопытно, что если прочитать пятую заповедь целиком, как она звучит в Священном Писании, то окажется, что Господь Бог обещает за почитание родителей долгих лет жизни. То есть эта заповедь как нельзя лучше вписывается в тему здоровья и здорового образа жизни. И очень здорово, когда у детей с родителями нет никакой вражды, а лишь понимание и любовь!

Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле. (К Ефесянам 6:1-3)

 

Грехи против ближнего

Как правило, происходят от недостатка любви к ближнему, от нерадения о его спасении, от злобы, ненависти или бесчувствия к нему.

Согрешил неимением любви к ближнему, в том числе: нетерпением, немилосердием, эгоизмом, мнительностью, ревностью, подозрительностью нрава, непостоянством в отношении к ближним.

Согрешил непримиримостью, в том числе злопамятностью, нежеланием смирить себя перед ближним.

Христианин во всех жизненных обстоятельствах всегда должен в отношениях с ближними ставить себя низко, а всех других — высоко, и потому рассматривать поступки людей — и их мотивы с лучшей стороны.

Согрешил осуждением.

Осуждение — чрезвычайно широко распространенный и в то же время крайне слабо осознаваемый грех. Обмирщвленное сознание считает не только позволительным, но и необходимым иметь на все суждение (как правило, носящее осудительный характер).

В осуждении сплетаются несколько грехов: и грех гордости (несмирения), и грех нелюбви к ближнему, и, наконец, похищение Божественного права суда, ибо только Творец имеет право судить Свое творение: "Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить: а ты кто, который судишь другого?" (Иак. 4, 12).

Согрешил непочитанием родителей, в том числе: не смирялся перед родителями, не оказывал им должного уважения и внимания, гневался, кричал, поднимал руку на них, не заботился, не покоил их старость и т. д.

Не почитание родителей — нарушение пятой заповеди закона Божия: "Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе" (Втор. 5, 16).

Согрешил не воспитанием детей в православной вере, не заботился о подчиненных и зависимых от меня людях. По учению Церкви, родители на Страшном Суде Божием ответят перед Богом за то, как они воспитывали своих детей. Поэтому христианское воспитание детей — это и вопрос спасения души самих родителей.

Аборты — смертный грех убиения невинного младенца. Церковь не различает, на какой стадии развития младенца была уничтожена его жизнь (зародыша или плода), ибо жизнь и бессмертная душа даруется человеку Господом с момента зачатия.

Для суда Божия нет различия в том, ходила ли женщина в больницу "делать операцию" или, к примеру, закопала новорожденного младенца в саду, объяснив это тем, что позора стыдится, или зарплата маленькая и жилплощадь не позволяет, и т.п. За грехом аборта неизменно следует наказание Божие, и не только в будущей жизни, но и в настоящей: бесплодие, болезни, скорби, особенно в старости.

По канонам Церкви, причастных к аборту следует на многие годы извергать из Церкви до полного покаяния и искупления. Имеющие на совести такой тяжкий грех должны покаяться в нем от всего сердца, твердо обещать Господу не только самим более никогда его не совершать, но всячески удерживать от него окружающих, и, исповедовавшись в этом грехе перед священником, принять от него епитимью (церковное наказание) во искупление сего смертного греха.

Как может тот, кто не уважает своих родителей, ожидать уважения от других? Наше будущее зависит от нашего нынешнего поведения. На западе люди уважают друг друга, но в нашей стране это качество почти исчезло. Где бы вы ни были, вы всегда должны помнить об уважении к родителям.

Ваши родители работают, не покладая рук, чтобы накормить вас, дать вам образование и помочь достичь положения. Даже если им придется голодать, они все равно постараются в первую очередь накормить вас и позаботиться о вашем благополучии. Они стремятся к тому, чтобы вы хорошо жили и чтобы настроение у вас всегда было хорошим. Они дают вам хорошую пищу, хорошую одежду и хорошее образование. Если вы не будете уважать своих родителей, вас не будут уважать в обществе.

Вы должны уважать родителей, кем бы они ни были и в каком бы они ни были положении. Вы должны с уважением относиться к их словам и беспрекословно слушаться их. Только тогда вы сможете пользоваться уважением в обществе. Все великие люди прошлого уважали и слушались своих родителей, показывая пример всему миру.